АРXИМАНДРИТ ДАМАСКИН
ВОЗОБНОВИТЕЛЬ КРЫПЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
(1947-2007)
Господь тысячи лет призывает нас молиться и трудиться ради спасения душ своих и процветания на земле веры Православной. Для этого Он дарует нам всё: таланты, силы, ум и волю. К сожалению, не каждый способен распорядиться ими так, как угодно Богу.
Отец наш небесный по милости своей неустанно и терпеливо посылает нам духовных пастырей, служащих на земном пути примером в созидании подвигов веры. Русская земля веками славилась и славится такими пастырями. Один из них – архимандрит Дамаскин, наместник Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого мужского монастыря.
Родившись в день памяти преподобного Саввы, Крыпецкого чудотворца – основателя Крыпецкой обители, отец Дамаскин последние семнадцать лет своей жизни служил в этом монастыре. Именно батюшке Господь уготовил возродить из руин и небытия когда-то цветущую святую обитель, а потом и возглавить, как много веков назад создал её преподобный Савва Крыпецкий.
«Совпадение» – констатирует невоцерковлённый человек. «Промысел Божий» – подивится и обрадуется православный христианин. И действительно, вся жизнь Батюшки, так тепло и по родному называли его духовные чада, это чудо Промысла Божия, направившего во Псковскую землю ничего неподозревающего юношу.
Этими словами будет начинаться книга воспоминаний об отце Дамаскине, издание которой готовится в стенах Крыпецкого монастыря к пятой годовщине со дня кончины подвижника Божия.
Может, и об этой книге думал батюшка, когда в одной из бесед о том, сколько было пережито трудностей и радостей за годы восстановления обители, вдумчиво сказал: «Да, книгу можно написать, и не одну!»
|
Читать полностью
|
|
Пресвитер Василий-Варлаам (преставился после 1565 года в Крыпецком во имя св. Иоанна Богослова монастыре), псковский священник, автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями).
Сведения о Василии известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность Василия приходится на 40-60-е годы XVI в. и связана со святителем Макарием, митрополитом. Можно предположить, что рукоположение Василия во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Великого Новгорода и Пскова (1526—1542 гг.). Позднее, овдовев, Василий принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житие прп. Саввы Крыпецкого, которые совершились в 1557-1564 годах, явствует, что в эти годы Василий был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова мужского монастыря, возможно, здесь он и скончался. |
Читать полностью
|
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин в миру был одним из самых образованных при царе Алексее Михайловиче государственных деятелей, реформатором, государевым любимцем.
Родился Афанасий около 1605 – 1607 года в семье мелкопоместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордин-Нащокина, служившего по псковскому списку служивых людей в приграничном городке – крепости Опочка.
У Нащокиных давние связи с Псковской землей, их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван «Нащока» после битвы с ордынским Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упоминаются в писцовой книге города Опочки в 1585 – 1587 годах и через 100 лет в «Росписи Опочецкого уезда...» (1686 г.).
Детство Афанасия прошло в Смутное время Лжедимитриев и нашествия польско-литовских войск. Это оставило глубокий след в его сознании и сделало убежденным сторонником абсолютной монархии. С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучался латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил математику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Европы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив, в 15 лет «Афонка» в Пскове был записан в «полковую службу» как сын боярский (низший чин мелкопоместных дворян городового списка) из Опочки.
|
Читать полностью
|
Владыка Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был образованнейшим человеком своего времени, литератором, историком, археологом, всю жизнь посвятившим собиранию, изучению и сохранению памятников отечественной культуры, автором первого наиболее полного описания Крыпецкого монастыря.
Родился Болховитинов 18 декабря 1767 года в Воронеже в семье бедного священника. В 10 лет осиротел. Учеба в Воронежской Духовной семинарии, затем в Московском университете, близкое знакомство с деятельностью кружка известного просветителя Н.И. Новикова – все это развило в молодом человеке интерес к отечественной истории, к историческим исследованиям и литературной деятельности.
По окончании академического курса Болховитинов вернулся в родной город, стал преподавателем, а затем и ректором Духовной семинарии. Он составляет «Полное описание жизни преосвященного Тихона [Задонского]» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии».
Потеряв в 1800 году жену и детей, Евфимий переезжает в С.-Петербург и принимает постриг в монашество с именем Евгений. Занимая должность префекта С.-Петербургской Духовной академии, учителя философии и красноречия, Болховитинов пишет исследование о папской власти, разрушившее замыслы иезуитов о воссоединении Православной Церкви с католиками, и труд о духоборах. Тогда же он начинает «Историю Российской иерархии» и «Словарь российских писателей», работа над которыми продолжалась всю его жизнь.
В 1804 году Болховитинов хиротонисан в епископский сан. Он на Новгородском викариатстве.
|
Читать полностью
|
В воспоминаниях иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) содержится рассказ о древних синодиках Крыпецкого монастыря: «А какие синодики там! О, это книги, а не синодики. И все прочитывалось за каждой литургией: за благодетелей и строителей за сотни лет, со времени Иоанна Грозного, и все эти бояре, все были там. Монахи любовно читают их, полуслепые, с катарактами. И горе, если он «как-то» прочтет! Недопустимо!» В августе 2000 года в обители снова было возобновлено чтение древних синодиков во время чтений кафизм на утрени и на проскомидии братией. Божией помощью и молитвами преподобных Саввы и Корнилия братия обители уповает продолжить подвижнические традиции своих небесных предстателей.
Перед закрытием обители в 1918 году в Крыпцы приезжает граф Эдуард Эсперович Сиверс (в крещении Сергий), будущий знаменитый старец иеросхимонах Сампсон. Ему было всего лишь девятнадцать лет. В монастыре Сергий выполнял различные послушания. Он был и конюхом, и пастухом, и пекарем, проповедовал для братии с
|
Читать полностью
|
|
|
|
|