История почитания апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Савво-Крыпецком монастыре восходит к первым годам появления обители. Во второй половине XV века инок Святой горы Афон Савва покинул Балканы и пришел в пределы Псковской земли. Пробыв некоторое время в Снетогорском Рождества Пресвятой Богородицы и Спасо-Елеазаровском монастырях, преподобный Савва с благословения преподобного Евфросина поселился в урочище Крыпцы. Предание гласит о том, что старец Савва принес с собой из Византии образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа, и Сербское Евангелие. До наших дней сохранилось Сербское Евангелие и сберегается в Псковском Древлехранилище. Икона апостола Иоанна, написанная на доске, пребывала в Крыпецкой обители до 1923 года. В последующие годы икона вместе с другими святынями монастыря исчезла и находится в неизвестном месте.
Первые годы преподобный Савва жил один, подвизаясь в безмолвии, молитве, богомыслии, чтении Священного писания, ежедневных трудах и снискания себе пропитания. Икона апостола находилась в его келии. Через некоторое к святому старцу стали стекаться братия, пожелавшие подвизаться монашеским подвигом вместе с отцом Саввой. Он милостиво с радостью их принимал. Когда братия окрепла, преподобный с братией на пожертвования псковского князя Ярослава
5 октября накануне воскресного дня в Успенском храме Крыпецкого монастыря было отслужено всенощное бдение. Воскресная служба правилась с песнопениями празднику Зачатию честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна. Пел братский хор.
Утром 6 октября в 9 часов утра началась Божественная литургия. Литургию служил собор монастырских священнослужителей. Прослушать песнопения►
По молитве "Отче наш" вышел седмичный священник, который произнес проповедь о чудесном ловле рыб на Геннисаретском озере. Прослушать проповедь►
Господь говорил Слово Божие к жителям Палестины, собравшимся у берега Галилейского озера. Для этого Иисус попросил рыбака Симона отплыть от берега, сел и стал учить собравшихся тайнам Небесного Царства. По окончании проповеди Христос велел Симону отплыть на глубокое место озера и закинуть сети. Петр был удивлен, так как накануне
Крыпецкий монастырь - одна из немногих обителей, которая имеет в колокольне храм преподобного Иоанна Лествичника. Такой храм есть на Синайской Горе, в Московском Кремле и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
В XVI веке над трапезным храмом Успения Божьей Материи был надстроен 3-й ярус, в котором был маленький, уютный храм преподобного Иоанна Лествичника. В 3-м ярусе также располагались покои настоятеля монастыря и храм выполнял функцию домовой церкви. В архивных документах встречается упоминание о втором названии храма как Преображенский.
В 2007-2008 годах храм преподобного Иоанна Лествичника был отреставрирован в полном соответствии древним строительным технологиям псковских каменщиков. В настоящее время продолжается восстановление древнего интерьера придела.
Братией периодически в храме читается псалтирь, а также Великим постом проводится таинство Соборования.
С вечера 28 сентября в Крыпецком монастыре было отслужено всенощное бдение в Успенском трапезном храме. Воскресное богослужение совмещалось с песнопениями из службы попразднства Воздвижения Креста Господня и святой великомученице Евфимии всехвальной.
С праздничным колокольным звоном началась чтение часов и Божественная литургия. Пел братский хор.
По молитве "Отче наш" седмичный иеромонах произнес проповедь о главной заповеди. Прослушать►
В воскресном евангельском чтении произошло некоторое событие. Ко Иисусу Христу подошел знаток закона пророка Моисея и спросил какая заповедь самая главная в Пятикнижии. Таким образом этот человек пытался поставить Иисуса Христа в неловкое положение. "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби
Накануне праздника, 26 сентября, в 17 часов совершалось всенощное бдение с литией в Успенском храме.
Всего лишь два раза в году помазание святым елеем на праздничной службе бывает не во время праздничного канона, а после великого славословия, как это было принято в древности. Такое помазание бывает на праздник Воздвижения Животворящего Честного Креста Господня и в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.
Во время великого славословия священнослужители трижды кадили святой престол, на котором лежал крест. Под пение "Трисвятого" иерей Василий водрузил крест на свою главу и обнес его вокруг периметра Успенского храма, возложив его потом на праздничный аналой, украшенный цветами.
Братия и паломники совершили поклонение распятию, приняв от рук священнослужителя помазание святым елеем и благословленные хлебцы. Прослушать►
Крыпецкий монастырь - один из немногих обителей, который обладает частицей Древа Честного Животворящего Креста Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Этот Крест многократно воздвигался иерусалимским патриархом Макарием для того, чтобы верующие хотя бы издали могли взглянуть и поклониться Животворящему Древу Креста Господня.